Бонсай
Японское слово “бонсай” переводится как “растение в посуде” (горшке, плошке, контейнере, вазоне). Классический бонсай - это миниатюрный пейзаж природы (одно или несколько карликовых деревцев или изящные имитации фрагментов парка, сада, леса). Растения выращивают на песке, скалах, каменистых осыпях, возле водоемов, на вершинах “гор”. Для бонсай применяют преимущественно вечнозеленые хвойные растения - тиссы, криптомерии, сосны, можжевельники, ели, пихты. Не обходят вниманием и листопадные декоративные растения (бук, клен, вяз, гинкго). Умельцы терпеливо и настойчиво выращивают айву японскую (низкую), превосходные душистые цитрусовые, разнообразные карликовые яблони, знаменитую сливу Умэ, а также дивные азалии, камелии, пираканты, глицинии с богатейшей палитрой ярких красок на листьях, цветках, плодах.
Содержание:
Классический бонсай
Классический бонсай обычно формируют на открытом воздухе (на дворике, возле дорожки, фонтана, у входа в жилище и т.д.). Во время ритуальных праздников, различных семейных торжеств, при плохой погоде его вносят в помещение. В зависимости от величины растений и бонсай бывают разными.
- Мини-бонсаи
Минибонсай - это очень маленькие, “кукольные” растения высотой 10-15 см.Выращивают их, как правило, из семян в очень миниатюрных горшочках, ежегодно аккуратно пересаживают, производят тщательную обрезку и заботятся о том, чтобы ни в коем случае не пересыхала почва. Такие бонсаи обычно весьма ценимы.
- Классический бонсай
Классический бонсай - растения высотой в 20-50 см возрастом 100 лет и более. Это наиболее почитаемый, наиболее распространенный и очень дорогой бонсай. Обычно он передается из поколения в поколение как святыня дома. Сохраняется чаще всего главой семьи (дома). Такие бонсай характерны как для города, так и для деревни.
- Бонсай для 4-х рук
Это наиболее крупный и более внушительный бонсай для четырех рук (его в состоянии перенести четыре человека). Здесь растения достигают высоты 1-1,5 м. Чаще всего их заготавливают на природе (в парке, саду, лесу, на плантации). Обычно такой бонсай формируют у самого входа в японский дом, ибо он является непреложным символом достатка и богатства. Для формирования такого многокрасочного микроландшафта применяют достаточно морозостойкие виды деревьев, способных вынести экстремальные условия зимы с ее снегами, морозами, ветрами.
Приемы формирования бонсай
На основе своего многовекового опыта выращивания миниатюрных карликовых растений, японцы выработали множество удивительно оригинальных приемов формирования изящных “статуэточных” растений для строительства пейзажа бонсай. Главные среди них
- очень тщательная (ювелирная) обрезка растений и формирование корней;
- тщательная подрезка ветвей и листьев (формирование кроны);
- скручивание ствола или кроны (закрепление их проволочным каркасом).
Формы бонсай
- Чоккан
Чоккан - прямостоячее дерево. Ствол его абсолютно ровный, вертикально устремлен в небо. Корни отлично развиты, прочно вросли в землю. Они создают впечатление полной надежности единения растения и почвы. Ветви хорошо развиты, симметрично расположены, крона образует зеленый парус, т.е. треугольный силуэт. Считается классическим стилем для разнообразного применения вечнозеленых и хвойных древесных растений.
- Моеги
Моеги - свободное прямое дерево. Вершина деревца должна быть расположена точно над тем местом, где находится основание ствола и шейка корня. Сам ствол может быть и слегка изогнутой формы, особенно в нижней его части. Дерево желательно разместить на песчаном холме или откосе, среди скал, имитирующих горный перевал. Очень интересное решение - расположение деревца у края поля или на вершине горы.
- Хэкидачи
Хэкидачи довольно прост и незатейлив в формировании, легко поддерживается в нужном состоянии. Главное требование - абсолютно ровный прямой ствол, а ветви образуют крону в виде метлы, поэтому нижняя часть ствола должна быть полностью лишена ветвей (рукоятка).
- Кэнгай (каскад)
В каскаде твол и редкие ветви направлены резко вниз (как обрушивающиеся струи водопада). Они отчетливо символизируют одиночное дерево, растущее на грозном утесе или на обособленной громадной скале, которое постоянно подвергается частым обвалам снега, мощному воздействию шквальных штормовых ветров, ураганов.
Для этого стиля бонсай наиболее пригодны растения из природной флоры: можжевельники, сосны, тиссы, вязы, вереск, дзельква.
- Сока (растущие вместе)
Сока - дерево с двумя явно обособленными стволами, которые у основания срослись вместе и потому имеют одну общую корневую систему. В молодом возрасте формируют два побега - один более крупный и мощный (основной) и другой - дополнительный, меньших размеров, слегка отклоненный в сторону, будто свисающий. При точном гармоничном сочетании получается весьма живописный и впечатляющий бонсай.
В последнее время среди живого изобразительного искусства бонсай стали весьма популярными картины из нескольких деревьев (3, 13, 15, 19), а также изумительные микроландшафты, которые имитируют небольшие красочные участки леса, парка, сада или рощицы возле старых монастырей и храмов. При размещении их в контейнере необходимо всячески избегать симметрии, поэтому все наиболее высокие экземпляры следует располагать впереди, а более низкие - на заднем плане и с боков.
В целом для бонсай нехарактерны и малоупотребительны симметрия и прямые линии. Обычно преобладают узоры.
- Нэцуранари (стоящие солдаты)
Нэцуранари - на донную часть значительного по величине пластмассового, деревянного или металлического контейнера размещают ствол дерева и аккуратно присыпают его землей. Тронувшиеся в рост ветви направляют строго вверх. С течением времени они станут отдельно стоящими деревцами и будут изображать загадочный японский лес.
- Есэ-уэ (из многих деревьев)
Есэ-уэ - сосны, туи, криптомерии, березы, буки, грабы, дзельквы или клены аккуратно размещают в контейнере. Так же, как и вышеописанный стиль, такие замечательные посадки прекрасно имитируют чудесный лесной ландшафт.
- Иситзуки (цепляющиеся за скалу)
Это один из наиболее сложных и трудно выполнимых стилей бонсай. Для его формирования используют преимущественно растения, собранные на вершинах сумрачных гор или на диких пустынных морских незаселенных островах (сосны, можжевельники, туи, криптомерии, клены и др.). Для формирования этого микроландшафта необходимо, прежде всего, подобрать достаточно приятный и большой камень, который сможет отображать дикую скалу или одинокий остров. Можно приспособить и обычный плоский и широкий пластмассовый поднос, в который наливают воду, чтобы возникло впечатление острова. В течение нескольких лет у растений терпеливо и настойчиво выращивают корни, впоследствии они надежно обовьют “скалу”. Зачастую в камне делают специальное углубление, заполняют его почвой и высаживают несколько растений разных видов.